Наверное, у вас бывало такое: включаете навигатор, а он показывает совсем не то, что нужно — скорость не совпадает, трек рисует кругами, а ваше местоположение на карте скачет на 15-30 километров от реального. Не спешите винить прибор, в большинстве случаев с ним все в порядке. Давайте разберемся, почему так происходит и что с этим делать.

Почему это происходит?

Сейчас все чаще встречаются сбои в работе навигаторов, видеорегистраторов и других устройств, использующих ГЛОНАСС/GPS. Это связано с влиянием средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Такие системы создают помехи в работе спутниковой связи.

Они используются для обеспечения безопасности, чаще всего — для защиты военных объектов, но могут случайно задевать и гражданскую технику.

Что такое радиоэлектронная борьба (РЭБ)?

Радиоэлектронная борьба (РЭБ) — это технологии, которые могут «глушить» сигналы или даже менять их. Например:

  • Полностью блокируют сигналы ГЛОНАСС/GPS.
  • Подменяют координаты, чтобы сбить навигацию.
  • Нарушают работу радаров и других систем.

Основная цель — защита важных объектов и коммуникаций. Однако это может влиять и на гражданские устройства.

Как РЭБ влияет на гражданское оборудование?

Воздействие радиоэлектронной борьбы может приводить к следующим последствиям:

1. Глушение GNSS сигнала

GNSS (Global Navigation Satellite System) - это глобальная навигационная спутниковая система, которая предоставляет информацию о местоположении и времени для пользователей по всему миру. GNSS используется для определения географических координат (широты, долготы, высоты) и времени с высокой точностью благодаря взаимодействию с сетью спутников, находящихся на орбите Земли.

Основные возможности GNSS:

  • Навигация: Определение маршрутов для автомобилей, самолетов, судов, пешеходов.
  • Мониторинг транспорта: Используется для управления автопарком, отслеживания грузов и транспорта.
  • Сельское хозяйство: Применяется для точного земледелия (например, автоматическое управление тракторами).
  • Геодезия: Измерение координат объектов с высокой точностью.
  • Научные исследования: Используется для изучения земной коры, метеорологии, океанографии.

Глушение сигнала GNSS - это процесс преднамеренного или случайного создания радиочастотных помех, которые блокируют или нарушают работу навигационных устройств. В результате приемник GNSS не может правильно определить свое местоположение или полноту.

В районах, близких к объектам промышленной, дорожной или военной инфраструктуры, GNSS-сигнал может полностью исчезать. В результате на карте появляются разрывы, а устройства перестают фиксировать местоположение.

2. Подмена координат

Когда ТС въезжает в зону работы системы РЭБ, терминал записывает измененные координаты, например: ТС заезжает в Воронеж, а затем ее перебрасывает в Новосибирск, после выезда из зоны терминал получает свои фактические координаты и начинает фиксировать ее истинное местоположение. Некоторое оборудование крайне чувствительно к таким выбросам, по этому в некоторых случаях, пробег ТС попавшего в зону работы РЭБ, будет не корректен.

Важно знать: такие сбои не являются признаком неисправности оборудования. Это следствие внешнего воздействия и не попадает под гарантийные случаи.

Как контролировать транспорт в условиях РЭБ?

Несмотря на проблемы с GPS/ГЛОНАСС, существуют альтернативные методы контроля:

1. Использование данных CAN-шины. CAN-шина — это система внутри автомобиля, которая:

  • Показывает пробег и скорость..
  • Передает данные о расходе топлива, работе двигателя и других системах.

Она работает независимо от спутников и помогает отслеживать основные параметры даже при глушении сигнала.

2. Контроль топлива. С помощью датчиков уровня топлива можно:

  • Отслеживать заправки и сливы топлива.
  • Оценивать расход топлива для выявления отклонений в работе автомобиля.

Эти системы продолжают работать корректно даже при отсутствии GNSS-сигнала.

3. Контроль рабочих механизмов. Для специализированной техники можно отслеживать:

  • Включение и выключение механизмов (например, кранов или экскаваторов).
  • Время работы оборудования.

Эти данные фиксируются напрямую, без использования спутниковых технологий.

4.  Использование сигнала сотовой сети. Некоторые устройства используют сигналы GSM/3G/4G. Это позволяет примерно определить местоположение автомобиля по вышкам связи.

5. Интеграция нескольких систем мониторинга. Многие современные решения для управления автопарком предлагают комплексные подходы, включая:

  • Сочетание данных GPS/ГЛОНАСС с информацией CAN-шины.
  • Использование датчиков топлива и других параметров.
  • Интеграцию с программным обеспечением для построения отчетов.

6. Контроль пробега и скорости с помощью тахографа. Тахограф - устройство, фиксирующее скорость, пробег и время работы водителя. Его использование важно для:

  • Контроля пробега: помогает оптимизировать маршруты, сократить расходы на топливо и техобслуживание, а также соблюдать нормативные требования.
  • Контроля скорости: снижает аварийность, предотвращает нарушения скоростного режима и улучшает репутацию компании.
  • Соблюдения законодательства: упрощает отчетность и предотвращает штрафы. 

Преимущества:

  • Экономия на эксплуатации автопарка.
  • Повышение безопасности и дисциплины водителей.
  • Соответствие требованиям законодательства.

Современные тахографы интегрируются с системами мониторинга (ГЛОНАСС), предоставляя удобный доступ к данным и улучшая управление автопарком.

Что делать пользователям?

  • Обновление оборудования и программного обеспечения. Производители постоянно совершенствуют системы, чтобы уменьшить влияние внешних помех. Убедитесь, что ваше оборудование обновлено.
  • Дополнительные датчики. Установите датчики, которые не зависят от GNSS-сигнала, например, датчики топлива, температуры или открытия дверей.
  • Использование резервных систем мониторинга. Рассмотрите возможность интеграции альтернативных технологий, таких как RFID или ультразвуковые сенсоры, для отслеживания перемещений и состояния груза.
  • Анализ данных в реальном времени. Даже при отсутствии координат можно анализировать другие параметры автомобиля, такие как скорость, пробег, расход топлива. Эти данные помогут составить объективную картину работы транспорта.

Преимущества подхода:

Использование альтернативных технологий контроля позволяет:

  • Сохранять прозрачность бизнес-процессов
  • Уменьшить влияние внешних факторов, таких как РЭБ.
  • Повысить устойчивость автопарка к техническим сбоям.

Выводы

Ситуации, когда ГЛОНАСС/GPS-трекеры дают сбои, встречаются все чаще. Однако это повод не паниковать. Есть множество способов контролировать транспортировку даже в таких условиях. Современные системы, регулярные обновления и резервные технологии позволяют справиться с любыми вызовами. Ваше оборудование продолжит работать надежно, даже если обстоятельства будут устроены.