Наверное, у вас бывало такое: включаете навигатор, а он показывает совсем не то, что нужно — скорость не совпадает, трек рисует кругами, а ваше местоположение на карте скачет на 15-30 километров от реального. Не спешите винить прибор, в большинстве случаев с ним все в порядке. Давайте разберемся, почему так происходит и что с этим делать.
Почему это происходит?
Сейчас все чаще встречаются сбои в работе навигаторов, видеорегистраторов и других устройств, использующих ГЛОНАСС/GPS. Это связано с влиянием средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Такие системы создают помехи в работе спутниковой связи.
Они используются для обеспечения безопасности, чаще всего — для защиты военных объектов, но могут случайно задевать и гражданскую технику.
Что такое радиоэлектронная борьба (РЭБ)?
Радиоэлектронная борьба (РЭБ) — это технологии, которые могут «глушить» сигналы или даже менять их. Например:
- Полностью блокируют сигналы ГЛОНАСС/GPS.
- Подменяют координаты, чтобы сбить навигацию.
- Нарушают работу радаров и других систем.
Основная цель — защита важных объектов и коммуникаций. Однако это может влиять и на гражданские устройства.
Как РЭБ влияет на гражданское оборудование?
Воздействие радиоэлектронной борьбы может приводить к следующим последствиям:
1. Глушение GNSS сигнала
GNSS (Global Navigation Satellite System) - это глобальная навигационная спутниковая система, которая предоставляет информацию о местоположении и времени для пользователей по всему миру. GNSS используется для определения географических координат (широты, долготы, высоты) и времени с высокой точностью благодаря взаимодействию с сетью спутников, находящихся на орбите Земли.
Основные возможности GNSS:
- Навигация: Определение маршрутов для автомобилей, самолетов, судов, пешеходов.
- Мониторинг транспорта: Используется для управления автопарком, отслеживания грузов и транспорта.
- Сельское хозяйство: Применяется для точного земледелия (например, автоматическое управление тракторами).
- Геодезия: Измерение координат объектов с высокой точностью.
- Научные исследования: Используется для изучения земной коры, метеорологии, океанографии.
Глушение сигнала GNSS - это процесс преднамеренного или случайного создания радиочастотных помех, которые блокируют или нарушают работу навигационных устройств. В результате приемник GNSS не может правильно определить свое местоположение или полноту.
В районах, близких к объектам промышленной, дорожной или военной инфраструктуры, GNSS-сигнал может полностью исчезать. В результате на карте появляются разрывы, а устройства перестают фиксировать местоположение.
2. Подмена координат
Когда ТС въезжает в зону работы системы РЭБ, терминал записывает измененные координаты, например: ТС заезжает в Воронеж, а затем ее перебрасывает в Новосибирск, после выезда из зоны терминал получает свои фактические координаты и начинает фиксировать ее истинное местоположение. Некоторое оборудование крайне чувствительно к таким выбросам, по этому в некоторых случаях, пробег ТС попавшего в зону работы РЭБ, будет не корректен.
Важно знать: такие сбои не являются признаком неисправности оборудования. Это следствие внешнего воздействия и не попадает под гарантийные случаи.
Как контролировать транспорт в условиях РЭБ?
Несмотря на проблемы с GPS/ГЛОНАСС, существуют альтернативные методы контроля:
1. Использование данных CAN-шины. CAN-шина — это система внутри автомобиля, которая:
- Показывает пробег и скорость..
- Передает данные о расходе топлива, работе двигателя и других системах.
Она работает независимо от спутников и помогает отслеживать основные параметры даже при глушении сигнала.
2. Контроль топлива. С помощью датчиков уровня топлива можно:
- Отслеживать заправки и сливы топлива.
- Оценивать расход топлива для выявления отклонений в работе автомобиля.
Эти системы продолжают работать корректно даже при отсутствии GNSS-сигнала.
3. Контроль рабочих механизмов. Для специализированной техники можно отслеживать:
- Включение и выключение механизмов (например, кранов или экскаваторов).
- Время работы оборудования.
Эти данные фиксируются напрямую, без использования спутниковых технологий.
4. Использование сигнала сотовой сети. Некоторые устройства используют сигналы GSM/3G/4G. Это позволяет примерно определить местоположение автомобиля по вышкам связи.
5. Интеграция нескольких систем мониторинга. Многие современные решения для управления автопарком предлагают комплексные подходы, включая:
- Сочетание данных GPS/ГЛОНАСС с информацией CAN-шины.
- Использование датчиков топлива и других параметров.
- Интеграцию с программным обеспечением для построения отчетов.
6. Контроль пробега и скорости с помощью тахографа. Тахограф - устройство, фиксирующее скорость, пробег и время работы водителя. Его использование важно для:
- Контроля пробега: помогает оптимизировать маршруты, сократить расходы на топливо и техобслуживание, а также соблюдать нормативные требования.
- Контроля скорости: снижает аварийность, предотвращает нарушения скоростного режима и улучшает репутацию компании.
- Соблюдения законодательства: упрощает отчетность и предотвращает штрафы.
Преимущества:
- Экономия на эксплуатации автопарка.
- Повышение безопасности и дисциплины водителей.
- Соответствие требованиям законодательства.
Современные тахографы интегрируются с системами мониторинга (ГЛОНАСС), предоставляя удобный доступ к данным и улучшая управление автопарком.
Что делать пользователям?
- Обновление оборудования и программного обеспечения. Производители постоянно совершенствуют системы, чтобы уменьшить влияние внешних помех. Убедитесь, что ваше оборудование обновлено.
- Дополнительные датчики. Установите датчики, которые не зависят от GNSS-сигнала, например, датчики топлива, температуры или открытия дверей.
- Использование резервных систем мониторинга. Рассмотрите возможность интеграции альтернативных технологий, таких как RFID или ультразвуковые сенсоры, для отслеживания перемещений и состояния груза.
- Анализ данных в реальном времени. Даже при отсутствии координат можно анализировать другие параметры автомобиля, такие как скорость, пробег, расход топлива. Эти данные помогут составить объективную картину работы транспорта.
Преимущества подхода:
Использование альтернативных технологий контроля позволяет:
- Сохранять прозрачность бизнес-процессов
- Уменьшить влияние внешних факторов, таких как РЭБ.
- Повысить устойчивость автопарка к техническим сбоям.
Выводы
Ситуации, когда ГЛОНАСС/GPS-трекеры дают сбои, встречаются все чаще. Однако это повод не паниковать. Есть множество способов контролировать транспортировку даже в таких условиях. Современные системы, регулярные обновления и резервные технологии позволяют справиться с любыми вызовами. Ваше оборудование продолжит работать надежно, даже если обстоятельства будут устроены.