С 1 апреля 2025 года в России вступили в силу новые правила контроля за транспортировкой ТКО (твердых коммунальных отходов). Теперь мораторий на штрафы за перегруз распространяется только на мусоровозы, оснащённые ГЛОНАСС-мониторингом и передающие данные в ФГИС УТКО (Федеральную государственную информационную систему учета ТКО).
Согласно документу, порядок оснащения аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств для перевозки пассажиров и опасных грузов будет распространен на транспорт для перевозки твердых коммунальных отходов.
Это позволит автоматически собирать информацию о транспортировке отходов и отслеживать выгрузку мусора вне оборудованных полигонов. За счет этого снизятся риски негативного влияния твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, заявили в Минтрансе.
Для техники без спутникового отслеживания штрафы остаются прежними: 250 000 – 400 000 ₽ за рейс (ст. 8.2 КоАП РФ). По данным Минприроды, в систему уже подключено более 25 000 мусоровозов.
Почему ГЛОНАСС стал обязательным для мусоровозов?
1. Борьба с «серыми» перевозками и перегрузом
Раньше многие операторы ТКО занижали объёмы вывозимых отходов, чтобы платить меньше экосбора. Благодаря ГЛОНАСС и ФГИС УТКО государство может:
- Контролировать реальные маршруты и вес мусора.
- Выявлять незаконные свалки и несанкционированные рейсы.
- Снижать коррупционные схемы в отрасли.
2. Новые требования Росприроднадзора
С 2024 года Росприроднадзор усилил проверки мусоровозов. Если у машины нет GLONASS/GPS-трекера, её могут:
- Оштрафовать (до 400 тыс. ₽ за перегруз).
- Отстранить от рейсов до устранения нарушений.
- Внести оператора в «красную зону» Минприроды, что грозит потерей лицензии.
3. Национальный проект «Экология»
До 2030 года Россия должна достичь 100% сортировки отходов и сократить полигонное захоронение. ГЛОНАСС-мониторинг помогает:
- Учитывать объёмы мусора в реальном времени.
- Оптимизировать логистику и снижать затраты на топливо.
- Бороться с нелегальным вывозом отходов.
Хотя требования об обязательном оснащении техники ГЛОНАСС-мониторингом действуют уже давно, около 9 000 мусоровозов по всей стране до сих пор не передают данные в систему. В чём причины такого положения дел?
Главные препятствия для подключения
-
Проблемы с оборудованием. Многие операторы установили трекеры, которые не прошли сертификацию или несовместимы с требованиями ФГИС «УТКО». В результате данные либо не передаются, либо система их не принимает.
-
Технические сложности интеграции. Даже при наличии подходящего оборудования некоторые системы работают некорректно — данные поступают с задержками, теряются или передаются в искажённом виде.
-
Финансовые вопросы. Часть операторов откладывает модернизацию из-за необходимости дополнительных вложений. Однако практика показывает: штрафы за отсутствие мониторинга в итоге обходятся значительно дороже, чем своевременное оснащение техники.
Эти проблемы решаемы — современные решения позволяют быстро и без лишних затрат подключить транспорт к системе мониторинга. Главное — выбрать проверенного поставщика оборудования с гарантированной совместимостью с ФГИС «УТКО».
По последним данным, в половине из 14 регионов, остающихся в «красной зоне», система не получает данные о перемещении мусоровозов уже с весны 2025 года. В этот перечень входят:
-
Республики: Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Кабардино-Балкария
-
Области: Ивановская и Магаданская
Благодаря принимаемым мерам, восьми регионам уже удалось улучшить ситуацию и перейти в «зелёную зону»:
-
Краснодарский край
-
Ингушетия (несмотря на проблемы в других муниципалитетах)
-
Ханты-Мансийский АО
-
Ленинградская, Новосибирская, Тульская, Челябинская и Тамбовская области
Такой разрыв в показателях между регионами демонстрирует, что решение проблемы зависит в первую очередь от эффективности принимаемых на местах мер по оснащению транспорта системой мониторинга.
Что будет, если не установить ГЛОНАСС?
-
Штрафы (250–400 тыс. ₽ за рейс).
-
Риск потери лицензии для регионального оператора.
-
Блокировка транспорта при проверке.
Готовое решение «Мусоровоз» от Stavtrack
Компания Stavtrack (работает с 2011 года) — один из лидеров рынка телематики для ТКО. Мы оснастили более 5 000 мусоровозов по всей России и знаем, как быстро вывести парк в «зелёную зону».
Преимущества Stavtrack:
- Бессрочная гарантия — ремонтируем оборудование, пока вы его используете.
- 14 дней бесплатного теста — ставим трекер на 1 машину, вы проверяете работу.
- Автоматическая отправка данных в ФГИС УТКО (без ручного ввода).
- Контроль перегруза, пробега и расхода топлива в личном кабинете.
- Интеграция с 1С и другими логистическими системами.
Сколько стоит внедрение?
Цена зависит от:
-
Количества машин.
-
Типа датчиков (уровень отходов, топливо, температура).
-
Дополнительных функций (видеонаблюдение, SOS-кнопка).
Средняя стоимость — от 15 000 ₽ за машину (с установкой).