С 1 апреля 2025 года в России вступили в силу новые правила контроля за транспортировкой ТКО (твердых коммунальных отходов). Теперь мораторий на штрафы за перегруз распространяется только на мусоровозы, оснащённые ГЛОНАСС-мониторингом и передающие данные в ФГИС УТКО (Федеральную государственную информационную систему учета ТКО).

Согласно документу, порядок оснащения аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств для перевозки пассажиров и опасных грузов будет распространен на транспорт для перевозки твердых коммунальных отходов.

Это позволит автоматически собирать информацию о транспортировке отходов и отслеживать выгрузку мусора вне оборудованных полигонов. За счет этого снизятся риски негативного влияния твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, заявили в Минтрансе.

Для техники без спутникового отслеживания штрафы остаются прежними: 250 000 – 400 000 ₽ за рейс (ст. 8.2 КоАП РФ). По данным Минприроды, в систему уже подключено более 25 000 мусоровозов.

Почему ГЛОНАСС стал обязательным для мусоровозов?

1. Борьба с «серыми» перевозками и перегрузом

Раньше многие операторы ТКО занижали объёмы вывозимых отходов, чтобы платить меньше экосбора. Благодаря ГЛОНАСС и ФГИС УТКО государство может:

  • Контролировать реальные маршруты и вес мусора.
  • Выявлять незаконные свалки и несанкционированные рейсы.
  • Снижать коррупционные схемы в отрасли.

2. Новые требования Росприроднадзора

С 2024 года Росприроднадзор усилил проверки мусоровозов. Если у машины нет GLONASS/GPS-трекера, её могут:

  • Оштрафовать (до 400 тыс. ₽ за перегруз).
  • Отстранить от рейсов до устранения нарушений.
  • Внести оператора в «красную зону» Минприроды, что грозит потерей лицензии.

3. Национальный проект «Экология»

До 2030 года Россия должна достичь 100% сортировки отходов и сократить полигонное захоронение. ГЛОНАСС-мониторинг помогает:

  • Учитывать объёмы мусора в реальном времени.
  • Оптимизировать логистику и снижать затраты на топливо.
  • Бороться с нелегальным вывозом отходов.

Хотя требования об обязательном оснащении техники ГЛОНАСС-мониторингом действуют уже давно, около 9 000 мусоровозов по всей стране до сих пор не передают данные в систему. В чём причины такого положения дел?

Главные препятствия для подключения

  • Проблемы с оборудованием. Многие операторы установили трекеры, которые не прошли сертификацию или несовместимы с требованиями ФГИС «УТКО». В результате данные либо не передаются, либо система их не принимает.

  • Технические сложности интеграции. Даже при наличии подходящего оборудования некоторые системы работают некорректно — данные поступают с задержками, теряются или передаются в искажённом виде.

  • Финансовые вопросы. Часть операторов откладывает модернизацию из-за необходимости дополнительных вложений. Однако практика показывает: штрафы за отсутствие мониторинга в итоге обходятся значительно дороже, чем своевременное оснащение техники.

Эти проблемы решаемы — современные решения позволяют быстро и без лишних затрат подключить транспорт к системе мониторинга. Главное — выбрать проверенного поставщика оборудования с гарантированной совместимостью с ФГИС «УТКО».

По последним данным, в половине из 14 регионов, остающихся в «красной зоне», система не получает данные о перемещении мусоровозов уже с весны 2025 года. В этот перечень входят:

  • Республики: Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Кабардино-Балкария

  • Области: Ивановская и Магаданская

Благодаря принимаемым мерам, восьми регионам уже удалось улучшить ситуацию и перейти в «зелёную зону»:

  • Краснодарский край

  • Ингушетия (несмотря на проблемы в других муниципалитетах)

  • Ханты-Мансийский АО

  • Ленинградская, Новосибирская, Тульская, Челябинская и Тамбовская области

Такой разрыв в показателях между регионами демонстрирует, что решение проблемы зависит в первую очередь от эффективности принимаемых на местах мер по оснащению транспорта системой мониторинга.

Что будет, если не установить ГЛОНАСС?

  • Штрафы (250–400 тыс. ₽ за рейс).

  • Риск потери лицензии для регионального оператора.

  • Блокировка транспорта при проверке.

Готовое решение «Мусоровоз» от Stavtrack

Компания Stavtrack (работает с 2011 года) — один из лидеров рынка телематики для ТКО. Мы оснастили более 5 000 мусоровозов по всей России и знаем, как быстро вывести парк в «зелёную зону».

Преимущества Stavtrack:

  • Бессрочная гарантия — ремонтируем оборудование, пока вы его используете.
  • 14 дней бесплатного теста — ставим трекер на 1 машину, вы проверяете работу.
  • Автоматическая отправка данных в ФГИС УТКО (без ручного ввода).
  • Контроль перегруза, пробега и расхода топлива в личном кабинете.
  • Интеграция с 1С и другими логистическими системами.

Сколько стоит внедрение?

Цена зависит от:

  • Количества машин.

  • Типа датчиков (уровень отходов, топливо, температура).

  • Дополнительных функций (видеонаблюдение, SOS-кнопка).

Средняя стоимость — от 15 000 ₽ за машину (с установкой).