Статистические данные компетентных исследований, проводимых во многих странах мира, доказывают, что установка тахографов на автомобилях ведет к значительному снижению (до 30%) аварийности на дорогах.
Одно это обстоятельство могло бы оправдать необходимость оборудования большинства грузовых транспортных средств (ТС) и междугородних автобусов подобными устройствами. Но использование тахографов позволяет также грамотно решать целый комплекс задач и проблем, возникающих у водителей в дороге:
– надзор за соблюдением режима труда и отдыха водителями ТС;
– предоставление компетентным органам объективных регистрационных данных для расследования ДТП;
– обеспечение подробной дорожной информацией руководителей транспортных компаний для разрешения спорных вопросов с водителями или третьими сторонами.
– установка тахографов на автобусы и грузовики позволяет также реализовать принцип честной конкуренции в сфере грузоперевозок среди транспортных компаний.
Требования законодательства РФ по применению тахографов
Основным правовым актом, регламентирующим правила установки и эксплуатации тахографов в РФ, является ФЗ №196, отвечающий за БДД (безопасность дорожного движения). Положения этого закона определяют, что с 01.04.2013 г. все компании и ИП, связанные с автоперевозками, обязаны оборудовать свой автотранспорт, попадающий в установленный перечень, специальными устройствами контроля (тахографами).
На основании ФЗ №196 Минтранс РФ – уполномоченный орган, определяющий правила установки, эксплуатации, и сервисного обслуживания тахографов в России – выпустил Приказ № 36, датированный 13.02.2013 года, с перечнем автотранспортных средств (АТС), которые подлежат обязательному оснащению контрольными приборами (тахографами):
1) все ТС массой > 3,5 т, связанные с перевозкой опасных и особо опасных грузов;
2) все автобусы, имеющие > 8 мест для перевозки людей (категории АТС – M2 и M3);
3) коммерческие магистральные тягачи массой > 15 т (категория АТС N3);
4) коммерческие грузовики массой от 3,5 до 12,0 т (категория АТС N2).
Важно: Согласно ежегодному приказу Минздравсоцразвития затраты на установку тахографов могут быть компенсированы снижением выплат по социальному налогу.
Перечень исключений
Прилож. 2 пр. Минтранса № 36 вводит ряд ограничений на утвержденный перечень автомобилей, подлежащих оборудованию контрольными приборами. В список исключений попадают следующие АТС:
– автобусы и микроавтобусы, работающие на регулярных городских и пригородных маршрутах;
– грузовые АТС, допущенные к международным перевозкам и оборудованные по Европейскому соглашению от 01.07.1970 г. (ECTP, Женева);
– троллейбусы;
– автомобили специальных служб (МЧС, скорая помощь, авто с медицинскими комплексами, инкассаторские и бронеавтомобили, катафалки);
– АТС Министерства обороны РФ и других федеральных служб с воинскими структурами;
– Автомобили оперативных служб (ФСБ, СКР, МВД и пр.);
– АТС федеральных органов по надзору за самоходными машинами и другими видами автотехники;
– раритетные образцы автомобильной техники возрастом свыше 30 лет;
– автобусы с количеством мест > 20 и магистральные тягачи массой > 15 т, оборудованные тахографами до 08.11.2013 г. (согласно Постановлению Правительства РФ № 922 от 03.08.1996 г.);
– АТС, оборудованные специальными устройствами и механизмами, а также специальная и сельскохозяйственная техника (бетоносмесители, бетононасосы, гудронаторы, автокраны, краны-манипуляторы, эвакуаторы, автоподъемники, передвижные лаборатории и мастерские, коммунальные АТС, поливальная и снегоуборочная техника, АТС для обслуживания газовиков и нефтяников, передвижные ТВ студии, автолавки).
Ответственность за нарушения
- Ответственность за нарушение требований и положений законодательства РФ в области оборудования АТС техническими средствами контроля (тахографами) предусмотрена в статьях 11.23 и 27.13 КоАП РФ.
- В соответствии со ст. 11.23 с 01.04.2014 г. водители, нарушающие режим труда и отдыха или эксплуатирующие ТС, подлежащее обязательному оборудованию тахографом, без указанного прибора (а также с неисправным устройством или с прибором, не соответствующим установленным правилам и пр.) наказываются штрафом в 1000-3000 рублей. Штраф, налагаемый на должностных лиц за аналогичные нарушения (отсутствие тахографа, неисправный или нестандартный прибор, «вскрытое» устройство с внесенными изменениями и пр.), составляет 5000-10000 руб.
- Статья 27.13 определяет ответственность водителей и должностных лиц за эксплуатацию АТС с неисправностями, при которых их эксплуатация запрещена. Неисправный тахограф входит в этот перечень, поэтому ст. 27.13 КоАП предусматривает запрет на эксплуатацию подобного АТС. Автомобилям, перевозящим опасные грузы, грозит также перемещение на штрафную стоянку.
- Принадлежность АТС к определенной марке автомобилей не является условием для обязательной установки на нем тахографа. Решающую роль играет только назначение автомобиля и характер его эксплуатации.